Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,
без духовности – нет личности, без личности нет народа,
как исторической личности.
Народ,
не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта
хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Важность решения задач
этнокультурного образования сложно переоценить, т.к. оно тесно связано с
процессами возрождения национальной культуры, восстановления утраченных
ценностей, исторической памяти народа, воспитания у подрастающего поколения
высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу,
формирования устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и
духовным ценностям. Необходимость организации воспитательного процесса в
детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с
самого начала их создания в России. Немаловажно, что современное российское
дошкольное образование готово к решению проблемы этнокультурного образования в
концептуальном аспекте. Доказательством этого утверждения служит направленность
Федерального государственного образовательного стандарта на включение
региональных особенностей в образовательную среду, отражение в образовательном
процессе специфики национально-культурных условий, описание в образовательной
области «Социализация» следующих задач: формирование гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу. Концепция этнокультурного образования в РФ основана на
«Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет
образования в государственной политике, определены стратегия и направления
развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция
призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области
сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей
страны. В основу концепции этнокультурного образования были положены труды
выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф.
Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление
духовно нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое
воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной
культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций
народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.
На территории
Ханты-Мансийского автономного округа-Югра проживают коренные малочисленные
народы, обладающие многовековым культурным наследием. Образ жизни, культура
этих народов являются неотъемлемой частью общероссийского духовного наследия.
Знакомство с особенностями национального быта, фольклора, традиций, одежды,
труда способствует приобщению детей к культуре народов нашего края - ханты и манси,
формированию толерантного, уважительного отношения как к представителям данных
народов, так и к представителям других этнических групп.
Вышеизложенные положения
явились базисной основой в работе над проектом «РОСИНКА-капелька ЮГРЫ». Проект
«РОСИНКА-капелька ЮГРЫ» затрагивает решение актуальной задачи для дошкольных
образовательных учреждений города по этнокультурной и экологической
образованности детей по средствам образовательных возможностей
этноэкологической и культурной среды самого учреждения, на создание системы
работы в детском саду, способствующей формированию нравственных ценностей и
воспитанию гражданина и патриота многонациональной страны при условии
деятельной поддержки со стороны родителей и других членов семьи ребёнка.
Проект «Росинка-капелька
ЮГРЫ» также позволит объединить и дополнить в единую концепцию созданные
образовательные условия на территории детского сада и содержание уже
существующих общесадовых проектов таких как «ЭКО-парк» «АПЕЛЬСИН» в РОСИНКЕ»,
«Метеостанция НЭД для поколения Z».