Памятка "Тревожный ребенок"

16.02.2023

Памятка для родителей «Тревожность дошкольников»

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Тревожность - повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности.

Различают ситуативную и личностную тревожность. То есть в умеренном количестве в определенных стрессовых ситуациях тревога оправдана и даже полезна - она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или эффективнее справиться с задачей.

Признаки формирования личностной тревожности: 

v частое проявление беспокойства; 

v трудности с концентрацией внимания; 

v повышенный тонус мышц на лице и шее; 

v  раздражительность, выраженная скованность или неусидчивость; 

v  нарушения сна; 

v проблемы с аппетитом (изменения в пищевом поведении); 

v низкая работоспособность; 

v неуверенность, зажатость, чрезмерное смущение (например - смущение даже среди хорошо знакомых людей). 

v напряженный взгляд; 

v  тихий голос; 

v соматические расстройства организма: болезненные ощущения в животе, дискомфорт от ношения каких-либо вещей, головные боли, спазмы в дыхательных путях, жажда, сниженный тонус мышц ног; 

v болезненная реакция на критику; 

v склонность обвинять самого себя; 

Описание:    Для тревожного ребенка окружающий мир - пугающий и враждебный.  С трудом устанавливает новые контакты или избегает их вовсе.   Ищет поддержку и защиту в значимом близком (как правило, в матери), зачастую демонстрирует свою беспомощность и несамостоятельность, чтобы привлечь его внимание и получить чувство защищенности. Со временем это может перерасти в заниженную самооценку, склонность к перекладыванию ответственности и несамостоятельность, стремлению занять позицию жертвы. 

 
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ:

v  отсутствие чувства защищенности; 

v   отвержение и дистанцирование (эмоциональное) со стороны взрослых; 

v  тревожность родителей; 

v  неблагоприятный эмоциональный фон в семье; 

v  противоречивостью предъявляемых родителями требований; 

v  неадекватность предъявляемых требований; 

v  противоречием между требованиями в семье, детском саду; 

v  непоследовательность в воспитании; 

v   предъявление противоречивых требований; 

v   повышенная эмоциональность родителей; 

v  постоянное сравнение и приведение в пример других; Хочу такой сайт

v  авторитарно-жесткий или попустительский способ воспитания; 

v  материальные затруднения в семье; 

v  неадекватными, как правило, завышенными, требованиями к ребенку.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ:

v  старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;

v  избегайте фраз типа "поймешь, когда вырастешь" - знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром - в первую очередь с родителями! Дети не учатся тому "как надо" или "хорошему" и "плохому" сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять - непонимание порождает тревогу;

v  говорите о своих эмоциях и чувствах;

v  не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах;

v  старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви - демонстрируйте это, говорите, однако не "душите" этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность;


v  отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи;

v  избегайте употребления слов, унижающих достоинство;

v  не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие "по шаблону", попросите его объяснить их причину, деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему;

v   сведите к минимуму число замечаний;

v  не пугайте невыполнимыми наказаниями;

v  чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям - это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное;

v  оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;

v  совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Малышам трудно понять - что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, например, дачу летом, расскажите друг другу о своих ощущениях - как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно перед сном;

v   тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог;

v  ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка;

v  по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь - ребенок должен учиться справляться с трудностями - сперва с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции);

v  предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него;

v  в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации;

v   делитесь своими детскими воспоминаниями - в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях;

v  показывайте ребенку разницу в его достижениях - сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.03.2023

Дата обновления: 18.04.2023

Дата публикации: 16.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34669) 5-03-95

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».