16.02.2023
Памятка для родителей «Тревожность дошкольников»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА
Тревожность - повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности.
Различают ситуативную и личностную тревожность. То есть в умеренном количестве в определенных стрессовых ситуациях тревога оправдана и даже полезна - она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или эффективнее справиться с задачей.
Признаки формирования личностной тревожности:
v частое проявление беспокойства;
v трудности с концентрацией внимания;
v повышенный тонус мышц на лице и шее;
v раздражительность, выраженная скованность или неусидчивость;
v нарушения сна;
v проблемы с аппетитом (изменения в пищевом поведении);
v низкая работоспособность;
v неуверенность, зажатость, чрезмерное смущение (например - смущение даже среди хорошо знакомых людей).
v напряженный взгляд;
v тихий голос;
v соматические расстройства организма: болезненные ощущения в животе, дискомфорт от ношения каких-либо вещей, головные боли, спазмы в дыхательных путях, жажда, сниженный тонус мышц ног;
v болезненная реакция на критику;
v склонность обвинять самого себя;
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ:
v отсутствие чувства защищенности;
v отвержение и дистанцирование (эмоциональное) со стороны взрослых;
v тревожность родителей;
v неблагоприятный эмоциональный фон в семье;
v противоречивостью предъявляемых родителями требований;
v неадекватность предъявляемых требований;
v противоречием между требованиями в семье, детском саду;
v непоследовательность в воспитании;
v предъявление противоречивых требований;
v повышенная эмоциональность родителей;
v постоянное сравнение и приведение в пример других;
v авторитарно-жесткий или попустительский способ воспитания;
v материальные затруднения в семье;
v неадекватными, как правило, завышенными, требованиями к ребенку.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ:
v старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;
v избегайте фраз типа "поймешь, когда вырастешь" - знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром - в первую очередь с родителями! Дети не учатся тому "как надо" или "хорошему" и "плохому" сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять - непонимание порождает тревогу;
v говорите о своих эмоциях и чувствах;
v не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах;
v старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви - демонстрируйте это, говорите, однако не "душите" этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность;
v отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи;
v избегайте употребления слов, унижающих достоинство;
v не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие "по шаблону", попросите его объяснить их причину, деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему;
v сведите к минимуму число замечаний;
v не пугайте невыполнимыми наказаниями;
v чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям - это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное;
v оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;
v совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Малышам трудно понять - что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, например, дачу летом, расскажите друг другу о своих ощущениях - как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно перед сном;
v тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог;
v ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка;
v по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь - ребенок должен учиться справляться с трудностями - сперва с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции);
v предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него;
v в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации;
v делитесь своими детскими воспоминаниями - в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях;
v показывайте ребенку разницу в его достижениях - сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.03.2023
Дата обновления: 18.04.2023
Дата публикации: 16.02.2023